Intel's Itanium
Снова Intel.
Со врем╦н представления 8088 все наборы инструкций
для процессоров х86 были бостроены на одих и тех же
микрокомандах. Большие перемены произошли с появлением
32-битного 386, с возможностями многозадачности,
с появлением мультимедийных наборов инструкций MMX и
SSE. Однако, решение Intel о оригинальных инструкциях
и требования обратной совместимости несколько приостановили
развитие наиболее мощных чипов. Intel потребовалось
делать свои чипы более комплексными, универсальными
чтобы позволить появление в них RISC подобных технологий,
таких как конвейерыи предсказание ветвлений.
Itanium ( Itani-чего? )
Большинству этот процессор известен под названием
Merced. Но недавно Intel объявила о новом названии -
Itanium. Судя по Pentium и Itanium Intel собирается
создать аналог таблицы Менделеева, только для процессоров.
Titanuim - Itanium, Pentium - Lithium и т.д.
Merced(Itanium) - первый процессор с архитектурой
IA-64. На самом деле, мало что известно о конкрентной
архитектуре процессора. Пока есть только спецификация
IA-64.
Где бы его купить?
А вот негде. Пока его нету. Intel обещалась выпустить
к 2002 году. Но судя по ударам со стороны AMD с их
Athlon'oм, Merced должен выйти пораньше. Соответсвенно
понадобтся новая ОС. Intel демонстрировала работу
Linux и Win2000 на готовых аналогах Merced. Но т.к
Merced ориентирован на серверную часть рынка, не
стоит ожидать его скорого появления в настольных
системах, доступных простому смертному.
Как это бывает.
Современные процессоры гораздо более сложны, чем
думают программы и программисты. Архитектурные спецификации,
такие как IA-32, MIPS, PowerPC не должныть быть
жестокими по отношению к дизайнерам чипов, если
необходима совместимость с предидущими моделями.
Есть два пути увеличения быстродействия процессоров.
Наиболее очевидный - увеличение частоты. Это путь
микропроизводства, так же как и добавление оборудования
позволяющего быстрым процессорам взаимодействовать с
медленным оборудованием(например памятью).
Второй путь - увеличить среднее количество инструкций
исполняемых за такт(суперскалярность). Это позволяют
делать структуры типа конвейеров, многочисленных блоков
исполнения и предсказания ветвлений. Сложность заключена
в том что программы исполняющюеся на таком оборудовании
не всегда знают о его приимуществах. Не сложно иполнять
код по одной команде за раз, но когда вы начинаете
исполнять несколько инструкций за такт то они
конфликтуют друг с другом. В современных процессорах(PIII,G4)
эти конфликты обнаоуживаются и обрабатываются
незаметно для остального оборудования.
Intel меняет поле боя.
RISC-процессоры обрабатывают конфликты, путем разбивания
кода на короткие команды постоянной длины. Intel
шагнула дальше по любимому пути: не можешь
решить проблему, выкинь е╦.
Спецификация IA-64 требует гораздо большей
интеграции между программами и железом, чем раньше.
По этой спецификации, компилятор может давать
процессору подсказки, как можно более быстро исполнять код.
Т.о. вся ч╦рная работа по оптимизации свалена на плечи
компилятора и программистов.
Переиначивая путь взаимодействия программ с
железом, Intel дала разработчикам процессоров
больше возможностей для производства более быстрых и
в то же время протсых процессоров. Одноко, ничто не
появляется из ничего. И это снижение сложности и
комплексности процессоров сильно осложняет жизнь
разработчиков компиляторов.
|